[Бессмертная сестра Хо]
OC (obligate cheater)
Письмо к доктору Генриху Больцу от 13 февраля 1951 г.

Дорогой герр Больц, чтобы вы знали: я - психиатр и не философ, просто эмпирик, который размышляет об определенных событиях. Душа для меня - инклюзивный термин для всей полноты так называемых психический процессов. Дух - качественное обозначение для определенного психического содержания (скорее как "материальный" или "физический"). Атлантида - мифический фантом. Л. Фробениус - одаренный богатым воображением и несколько наивный оригинал. Великий коллекционер материала. Менее хорош, как мыслитель.
Бог - внутренний опыт, не обсуждаемый как таковой, но внушительный. У психического опыта есть два источника: внешний мир и подсознательное. Весь непосредственный опыт — психический. Есть физически переданный опыт (внешний мир) и внутренний (духовный) опыт. Один столь же действеннен как и другой. Бог не статистическая правда, следовательно столь же глупо попытаться доказать существование Бога, как и отрицать его. Если человек чувствует себя счастливым, ему не нужно ни доказательство, ни опровержение. Кроме того, нет никакой причины предполагать, что "счастье" или "печаль" не могут быть испытаны. Бог - универсальный опыт, который запутывается только глупым рационализмом и одинаково глупым богословием (для сравнения моя небольшая книга «Психология и Религия», Rascher-Verlag, Цюрих 1940, где Вы найдете что-то по этой теме.)
То, что человечество называло "Богом" с незапамятных времен, Вы переживаете каждый день. Вы только даете ему другое, так называемое "рациональное" имя — например, Вы называете его "аффектом". С незапамятных времён Он был психически сильнее, способен выбить ваши сознательные намерения из колеи, неотвратимо разрушая и порой разбивая их во прах. Поэтому есть многие, кто боится "себя." Бога тогда называют "собой непосредственно," и т.д. Внешний мир и Бог - два базовых опыта, и один является столь же важным как и другой, и у обоих есть тысяча имен, которые все до одного не изменяют факты. Корни обоих неизвестны. Душа отражает обоих. Это - возможно, точка, где они соприкасаются. Почему мы спрашиваем о Боге вообще? Бог кипит в Вас и порождает в Вас наиболее поразительные размышления.
Люди говорят о вере, когда они теряют знание. Вера и неверие в Бога всего-лишь суррогаты. Наивный примитив не верит, он знает, потому что внутренний опыт для него значит так же много, как и внешний. У него все еще нет никакого богословия и он еще не позволил себе быть сбитым с толку понятиями-ловушками. Он регулирует свою жизнь, обращаясь по необходимости к внешним и внутренним фактам, он не ощущает дискретно, как ощущаем мы. Он живет в едином мире, тогда как мы живем только в одной его части и просто верим в противоположную или ни во что. Мы уничтожили это с так называемым "духовным развитием," что означает, что мы живем собственно-созданным электрическим освещением, и — чтобы усилить комедию — верим или не верим в солнце.
Сталин в Париже мог бы стать une espèce d'existentialiste подобно Сартру, безжалостным доктринером. То, что является пустой болтовней в Париже, заставляет дрожать землю в Азии. Там правитель все еще может стать воплощением солнца.

Искренне Ваш, К.Г. Юнг.

@темы: зацепило, проза